Юлия Гайдова

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонетического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо овладевают своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 2500 до 4000 слов.  Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит правильную речь, получает от взрослого указания, как следует правильно говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Часто бывает, что родителей умиляет «детский» язык- «сюсюкают» с ребенком, подстраиваются к языку малыша; в другом случае – наоборот, «нагружают» речь ребенка сложными речевыми конструкциями или побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и преумножаются.

Что происходит, когда родитель замечает, что у ребенка проблемы с речью? Конечно, обращается к логопеду. Очень часто логопед рекомендует обратиться к неврологу. «Зачем, мой ребенок здоров!» Речь напрямую связана с работой мозга, поэтому при любой задержке речевого развития необходима грамотная медикаментозная помощь, которая значительно ускоряет процесс полноценного развития. Только взаимодействие невролога и логопеда обеспечит эффективное устранение причины недоразвития речи. Зачастую необходима консультация и ортодонта. К сожалению, все чаще встречаются патологии зубочелюстного ряда, укороченная подъязычная уздечка, что требует вмешательство специалиста. В своей работе логопед использует вестибулярные пластинки, трейнеры, что значительно ускоряет процесс коррекции.

Но нужна помощь не только специалистов, но и родителей. «Что я могу сделать? Есть специалист, пусть он и работает!». Успех в преодолении речевых нарушений в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руководством логопеда должны организовывать речевой режим, выполнять советы и назначения.  В первую очередь, мы говорим о систематическом выполнении артикуляционной гимнастики.   Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения всех звуков.  

 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить повышенный тонус артикуляционных органов.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом 5-7 минут каждый день.

Также необходимо выполнять и домашнее задание, что приводит к быстрому закреплению звука, а также вводу его в речь. Не только практическое значение, но и психологическое имеет работа с родителями дома. Во-первых, происходит «перенос» знаний из кабинета логопеда в жизнь ребенка; во-вторых, осуществляется психоэмоциональный контакт «родитель-ребенок», а, в-третьих, что очень важно, родитель понимает трудности, которые возникают у ребенка и помогает их преодолевать, что очень важно в родительско-детских отношениях.

И, конечно, мы должны говорить о контроле речи ребенка. В современный век, когда личностное общение практически полностью замещается гаджетами, мы настойчиво советуем беседовать с ребенком на интересующие его темы, читать вслух, а не слушать аудиокниги.

Детям в период становления речи нравится чтение сказок, стихов, они охотно повторяют их, играют с рифмованными строками, поскольку они ритмичны. Ритм – очень важный аспект обучения, он учит слушать звуки, которые образуют слова. Почему дети любят слушать одну и ту же сказку – снова и снова, опять и опять? Потому что повторение важно для развития мозга маленького ребенка. Многие родители говорят: «Трудно поверить, но он хочет читать эту книгу каждый вечер!» Дети ищут эту повторяемость в звуках - вот почему рифмованные тексты так привлекательны для малышей.

Заинтересованность родителей в учебной деятельности ребенка в данный возрастной период, поддержка, формирование мотивации достижения успеха - основополагающие составляющие эффективной работы!

Речь имеет громадное значение в психическом развитии ребенка, выполняя три главных функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта. Поэтому необходима своевременная помощь логопеда!

Советы логопеда:

  1. 1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление пищи, уборка, одевания, раздевания, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди.
  2. 2. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока изъясняется только односложными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-х предложений.
  3. 3. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?» вместо «Он играет?».
  4. 4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. 5. Слушайте звуки и шумы (шум улицы, шум ветра, шорох листьев, голоса птиц и т.д.), что способствует развитию фонематического слуха.